Женат. По непроверенной информации, есть дети: мальчик и девочка. Более точную информацию узнать трудно, так как Ярослав строго оберегает свою личную жизнь.

Надо сказать, что на интервью Ярослав соглашается крайне неохотно, и уговорить его было очень трудно (отдельное спасибо пресс-секретарю студии "Феникс" Марии). Но до последнего момента казалось, что артист возьмет да и передумает. Страхи тем более усилились, когда вместо назначенного времени на пять часов вечера (в семь начинается спектакль, где занят актер) встреча плавно переползла на полшестого. (Ярослав задерживался.) Но…

"Ты где?" - "Рядом с театром, Ярослав. Сейчас подойду". - "Быстрее. У нас ноль минут на интервью". - "Ноль?!" - "Ну, не ноль, но времени совсем немного…" С такого, прямо скажем, малооптимистичного диалога и началась наша беседа с замечательным актером Ярославом Бойко в подвале театра-студии Табакова.

- Сразу предупреждаю, собеседник я плохой.

- Почему? Ты очень закрытый человек?

- Да нет. Просто перед диктофоном зажимаюсь.

- Но все равно: интервью ты практически не даешь, на телефонные звонки не отвечаешь, на "Мосфильме" несколько раз тебя видела - ты был закутан по самые глаза…

- Да я просто мерзну постоянно! Я же южный человек. Для меня хуже зимы ничего нет. Тем более такой, как в Москве. Вот в моем родном Киеве зима - это зима, весна - это весна, осень - это осень, а лето - это лето. А здесь только два сезона: лето немного, и все остальное - зима. Тем более что я приехал сейчас со съемок "Всегда говори "всегда" , снимали проходы на улице, так что замерз…

- Кстати, что за волшебные отношения у тебя сложились с режиссером Алексеем Козловым ("Всегда говори всегда - 1, 2, 3" , "Прииск". - Прим. ред.)? Он тебя во все свои фильмы зовет, ты в них с удовольствием снимаешься. Причем готов, как говорят, играть у него роль даже без слов.

- О, роль без слов - моя мечта. Ненавижу учить текст... А с Алексеем Викторовичем у меня просто взаимопонимание на другом уровне. Я его понимаю с полуслова, как и он меня. Он говорит: "Чего-то не то, Слава… Может…" - "Все, понял".

- А что для тебя имеет значение при выборе роли? У тебя много фильмов, но все они сильно отличаются по качеству. Есть очень хорошие, а есть…

- В кино результат никогда не угадаешь. Бывает замечательный сценарий, компания - супер, все отлично, а в результате выходит "пшик". При этом хорошо, если хотя бы ругают, не говорю уже: хвалят. А если "ну как?" - "да никак", это ужасно. А бывает, что ты вообще ни на что не надеешься особо, а фильм - раз! - и выстреливает. Например, когда стали снимать "Всегда говори "всегда" , думали, ну чего там, какая-то драма, мелодраматическая история, ничего особенного. И вдруг - бах! - первое место по рейтингу. Вторую часть отсняли, опять - бах! - первое место. Для меня это загадка. То же самое было и с "Неотложкой".

- Действительно странно. "Неотложка" фильм, конечно, неплохой. Но когда я спросила знакомого фельдшера, смотрит ли она данный сериал, услышала: "Да это же полная чушь!" В общем, не согласна она с вашим художественным вымыслом.

- Но мы же не документальное кино снимали, сама понимаешь. Я ведь готовился к роли, с ребятами на "скорой" ездил, и на съемочной площадке у нас консультант дежурил, но… Например, снимали мы эпизод с ДФБ сердца. Снимали против всех правил, ради того чтобы получился хороший кадр, а именно: положили "больного" на кровать, хотя эту процедуру надо делать на жесткой поверхности. В общем, снимаем. Я: "Заряд 200!" Шубина (исполнительница роли Надежды. - Прим. ред.) смотрит на аппарат: "Нет, не завелось". - "Заряд 300!" - "Нет". - "400!" - "Есть! Заработало!" Сняли. Подходим к ребятам-консультантам. Они: "Класс! Правда, пациент бы у вас сгорел, но вообще здорово!" Ну что тут скажешь. И потом, за время съемок я понял, что врачи - это специфическая профессия, особенно врачи "скорой помощи". Для них горе человеческое - будни.

- Но они тоже переживают. Отсюда и врачебный алкоголизм.

- Да при чем тут алкоголизм! Естественно, они переживают. Расскажу историю: когда готовился к съемкам, ездил по Москве с настоящей "скорой помощью" на выезды.

Меня, конечно, щадили и на сильно кровавые случаи не брали. В общем, едем на выезд: дядечка с инсультом и отеком легкого. Приехали, срочно начали какие-то процедуры. Я держал флакон с раствором, так как его не за что было зацепить. Доктор мне: "Выше, выше подними!" (Я этот момент даже в фильме потом использовал.) В общем, провели необходимые процедуры и вызвали другую "скорую", которая забрала больного в больницу. Когда вышли на улицу, начался разбор полетов. Врач стал все анализировать: "Так, правильно мы сделали, что сначала прокололи это, потом то, потому что если бы прокололи сначала то, могло случиться то-то…" А потом в финале так просто говорит: "Да… Вообще-то мы ему сейчас жизнь спасли, а нам даже спасибо не сказали".

- Родственники не сказали?

- Ну да, жена, которая вызвала бригаду. Я говорю: "Она мне сказала, я же вроде как с вами". Соврал, конечно, но им было приятно. Не то чтобы они обрадовались: ой, "спасибо" сказали! Просто по-человечески им стало как-то легче.

- Скажи, а что у тебя за история с поступлением в Школу-студию МХАТ? Прочитала, что ты пришел на экзамены в шортах, майке и шляпе. Неожиданный наряд…

- Это все журналисты опять перепутали. Я, сразу после армии, поступал в Киевский театральный институт, и когда мы сдавали песню и танец, был как раз таки в шортах, шляпе и галстуке, пел песню: "Ах, Одесса, жемчужина у моря…". Вот и все. Потом, отучившись пару лет, ушел, потому что у меня была проблема - я плохо знал украинский язык.

- Поступая в московскую школу-студию, ты, наверное, сильно "гэкал"?

- Возможно, но я же не слышал этого. Мне казалось, что я Говорю (произносит с украинским акцентом) нормально, а все москвичи "акают". Когда меня в Москве спросили о причине перехода, я сказал: "Та вы знаити, педаГоГи Говорят, шо у меня мноГо русизмов…" Феклистов так посмотрел на меня: "А здесь у вас будут одни украинизмы. Но это все исправляется". Но я честно не понимал, чего от меня хотят. Мне казалось, что я говорю на нормальном русском языке. И только потом, когда приехал в Киев, отучившись три месяца в Москве, понял, что - да, акцент есть. Зато мне все знакомые стали говорить: "У, совсим москаль став".

- Насколько я знаю, примерным поведением ты в училище не отличался.

- Ну, было всякое, что об этом вспоминать…

- Но ты стал сейчас более спокойным?

- Наверное. Всему свое время... Я тогда проводил над собой эксперименты: например, пробовал всю ночь не спать перед спектаклем, кофе пил бидонами... После этого было ощущение, что нервы обнажались до предела, соответственно, другое состояние души. Но сейчас подобное не практикую, потому что, повторюсь, всему свое время.

- Ты во многих интервью говоришь, что воспитывался на фильме "Офицеры" …

- Не то чтобы воспитывался. Просто мне очень нравился и нравится этот фильм. В чем магия этого кино? Вот недавно в Карелии снимали "Прииск", я брал с собой DVD-плеер и, пока ехал туда, кучу фильмов пересмотрел. Все новинки русского кино, американского и так далее. И еще взял с собой фильм "В бой идут одни старики" . Я эту картину смотрел раз 500, если не больше, знаю все до кадра, но все равно. В итоге все остальные диски забросил и просто пересматривал этот фильм. Оторваться невозможно. Есть душа в этом фильме, д-у-ш-а…

Я не могу смотреть современные фильмы про Великую Отечественную войну, когда офицеры армии держат пистолет как американские Рэмбо и стреляют как в тарантиновских фильмах… Это раздражает.

- Артист, скоре всего, так делает по просьбе режиссера.

- Ну и что?

- Но если тебе режиссер скажет: "Хочу, чтобы ты сделал вот так!"

- Значит, он должен замотивировать поступок моего героя, чтобы я понял: почему именно так, а не по-другому. Когда наши разведчики ходят по лесам…

- …в чистой, выглаженной одежде…

- Чистая одежда еще полбеды. Нет, они ходят как американские спецназовцы, прижав винтовку к глазу. Это же смешно! И просто элементарно неудобно. Двумя глазами осматривать местность гораздо комфортнее и эффективнее. Или, например, когда в тыл к противнику отправляется разведчик с серьезным заданием, а на пилотке красная звезда незакрашенная... Я в мирное время служил, но даже нас за это гоняли.

- В смысле - "незакрашенная"? Чтобы не блестела?

- Ну да. Зеленым замазываешь, чтобы ее видно не было. А лучше всего вообще снять, чтоб ничем от врага не отличаться.

- Ты же из семьи военных? Твой дедушка…

- …и бабушка, и дядя…

- …были военными. В общем, ты сначала хотел тоже посвятить себя служению Родине, а потом передумал…

- Кто тебе такое сказал?

- В твоих интервью прочитала.

- Ну вот, а ты спрашиваешь, почему я не люблю давать интервью. Все перевернут с ног на голову. В общем, когда я не поступил в Суворовское училище, это была трагедия. Для моей семьи. Хотя мама сказала: "Ну и слава Богу!"

- Тебе сколько лет тогда было?

- Мало, восьмой класс. Я подумал: "Ну, ничего страшного". Хотя всегда мечтал о военном училище. Надо сказать, что учился я отвратительно, только математика, география и физкультура всегда были на "отлично". И, в общем, мне друзья сказали, мол, из армии легче в училище поступить. В мое время мы вообще не понимали: как это - не служить в армии, откосить от нее? Даже вопрос такой не стоял. Я рос и знал, что два года из своей жизни я обязан отдать армии, а потом уже - как сложится судьба. У нас пацан в соседнем дворе был, блатной, так сказать, его мама устроила в спортроту… Знаешь, что это такое?

- Примерно то же самое, что армия Театра Советской Армии…

- Ну да. Суббота-воскресенье дома и так далее. Мы были младше его года на три-четыре, но его за человека не считали… Мы были воспитаны по-другому. Все мечтали служить в ВДВ, особенно после выхода фильмов "В зоне особого внимания", "Ответный ход"...

- Дедовщины не боялся?

- Нет, пацаны, которые приходили после службы, нас подготавливали: "Ежели чего - сразу в "тыкву" бейте!"

- И все-таки, почему после армии ты не пошел в военное училище?

- Просто понял, что это не мое… Зато я в армии читать начал…

- Да, это забавная история, Ярослав. Это же надо умудриться первую книгу прочесть в 19 лет.

- Я же говорил, что в школе литература для меня была темным лесом. Мне неинтересно было ею заниматься, равно как и русским языком. Максимум, что я делал из домашних заданий, - математику. А потом гонял во дворе футбол с утра до ночи. И только попав в армии в лазарет, прочитал свою первую книгу - "Тарас Бульба".

- Почему именно эту?

- Больше ничего там не было. И то, может, кто-то ее взял на раскурку. Я ее прочитал от корки до корки взахлеб.

- Что поразило?

- Да все. Сейчас сложно сказать конкретно, но помню первое впечатление: восторг. Второе: как это произведение можно понять в пятом классе, когда его проходят по школьной программе. Как?! Потом я прочел "Евгения Онегина" - и был в не меньшем шоке. В общем, когда все ребята делали дембельские альбомы, я читал, читал…

- Ты во многих фильмах играешь любовь, причем очень убедительно. Не поделишься секретом, как у тебя это получается?

- Не знаю… Слушай, это же такая профессия дурная. Конкретно, что и как я делаю, сказать не могу.

- Ты сейчас будешь играть спектакль "Билокси-блюз", который идет на сцене уже 10 лет…

- Это мой любимый спектакль. Недавно с ним были на гастролях в Киеве, на родине моей…

- Особое удовольствие играть на родине?

- Особая ответственность, могу сказать.

- Почему? Тебя там все любят, примут любого…

- Ну, здрасте! И что теперь, я должен выйти и сказать: "Привет! Любите меня дальше"? Нет, конечно. Наоборот, мне было в сто раз сложнее играть, чем в Москве. Пришли все мои родные, близкие, знакомые. Ребята, которых я не видел много лет. Подошли после спектакля: "Привет? Не узнаешь?" Я смотрю: блин, глаза знакомые, а узнать не могу. И потом только: "Юрка, ты?!" С восьмого класса с ним не виделся. Много друзей пришло. Было очень приятно, но жутко ответственно. И, надо сказать, они мои самые большие критики: "Славка, видели то-то. Че-то как-то не то…"

- Не обижаешься?

- Да перестань. Наоборот, прислушиваюсь. Мы же практически родные люди, выросли вместе. Нам не просто есть о чем поговорить, нам есть о чем помолчать. Вот так.

- У тебя огромное количество поклонниц, и главное качество, какое они в тебе выделяют, - "настоящий мужчина". Согласен с ними?

- В том, что я настоящий мужчина? Как я могу об этом судить?.. Я родился мужчиной, а не женщиной… Но вообще я от таких вопросов теряюсь.

- Хорошо, в своих слабостях ты можешь признаться? Например, знаю, что ты боишься летать самолетами…

- А есть такие люди, которые совсем не боятся? Мне когда было пятнадцать лет и я первый раз летел на самолете из Минска, он загорелся. То есть сначала, когда еще не взлетели, а только завели двигатели, из турбины, около которой я сидел, вырвался огромный столб огня. Горело секунд десять и погасло. Я сижу, думаю: "Может, надо пойти пилоту сказать?" Сидел, в общем, весь в сомнениях.

- Пошел, сказал?

- Нет. Подумал: мало ли, показалось. А в воздухе еще раз полыхнуло. "Блин, надо было сходить!" (Смеется.) Это мне потом уже объяснили, что это вроде нормально, как выхлоп у машины.

- Но пробрало сильно?

- Не то слово. Последствия до сих пор расхлебываю. (Смеется.)

- Спасибо, что честно признаешься, не стал хорохориться: мол, ничего не боюсь…

- А смысл? Все чего-то боятся… Я еще очень долго кладбища боялся. Очень долго. Пока друг не погиб. После этого страх ушел.

- В детстве боялся?

- Да нет, даже когда уже из армии пришел. Вроде большой дядя, а страх все равно где-то внутри сидел… Хотя я знаю, откуда это пошло. Все комплексы и страхи из детства. Фильм "Вий" помнишь?

- Еще бы.

- Жуть. Я еще маленьким был, когда в кинотеатре его посмотрел. И глаза закрывал, и под кресло залазил… Не помогло. Еще писателя Бажова ненавидел. Помню, как маленьким сидел один дома, смотрел "В гостях у сказки", фильм "Каменный цветок". А так как была зима, то стемнело очень быстро, и я боялся пошевелиться, даже чтобы свет включить. Вроде бы ничего такого: ну, тетя странная, никаких вампиров, но страшно было…

- Ты в фильме "Теория запоя" заправски сыграл алкоголика. И даже на пробах покорил режиссера своими глубокими познаниями в этой области…

- Все было очень смешно. Я только приехал с гастролей, как мне позвонил агент и сказал: "Срочно в десять на студию Горького". Я приезжаю: сидит молодая девочка. Говорю: "Ты, значит, режиссер". - "Да, я режиссер, вот могли бы вы сыграть этюдик небольшой? Значит, вы три дня пили, пили, на самолете летели, прилетели, отоспались, и тут теща с женой вносят вам на подносе жидкость какую-то в стакане. И говорят: "Выпей, это полезно". Вы выпиваете, и тут вам говорят: "Это урина. Мы начали заниматься уринотерапией". Сыграйте его реакцию". Я: "Сколько он пил?" - "Три дня". Я беру этот стакан (с водой, естественно) и - хлоп! Потом: "А где пиво?" Они: "Ой, какая неожиданная реакция! У нас все любо плюют, либо блюют". У моего героя внутри такой огонь горит, что ему без разницы, что пить, хоть уксус. Я им в шутку говорю: "Я читал, что в такие моменты человеку неважно, что в себя вливать, лишь бы пожар потушить"...

- Ты читал об этом или все-таки личный опыт?

- Ну… всякое бывало. Я этим делом не увлекаюсь, но в хорошей компании выпить люблю. Особенно когда приезжаю в Киев, встречаюсь с друзьями. Едем на шашлыки на Днепр, берем капусточку, огурчики соленые, водочку с перцем, сало, естественно…

- Сало, значит, уважаешь.

- Конечно! А жареную картошку на копченом сале - о-бо-жа-ю.

- Настоящий украинец.

- Даже больше скажу: я хохол. Знаешь, чем отличается хохол от украинца? Тем, что украинец живет на Украине, а хохол - где лучше. Я хохол и не обижаюсь на это слово.

- К деньгам ты как относишься?

- Легко. Деньги у меня не задерживаются.

- Ты щедрый человек? Подарки делать любишь?

- Подарки делать люблю, тем более что иногда дарить намного приятнее, чем получать… Хотя получать подарки я тоже люблю… (Улыбается.) А насчет - "щедрый"… глупо себе давать характеристики. Могу, конечно, сказать, что я, во-первых, щедрый, во-вторых, добрый, в-третьих, справедливый, честный, всех люблю, за мир во всем мире…

- Отлично.

- Но это же все равно неправда. Я - разный, все зависит от обстоятельств. Чего я буду себя нахваливать, или наоборот? Все, что про себя говорит человек, - вранье. Чехова читайте, Че-хо-ва: человек говорит одно, делает другое, а думает третье. Так что я лучше промолчу.